Обратный звонок
2 Декабря 2016 г

Адаптация к детскому саду и школе: когда нужен психолог?

На пороге декабрь – это значит, что малыши, которые осенью впервые пошли в детский сад, преодолели время, отведенное на адаптацию к дошкольному учреждению, а младшие школьники уже совсем комфортно чувствуют себя среди сверстников в классе. Если этого не произошло, стоит всерьез задуматься об обращении к детскому психологу. Как помочь ребенку, почему адаптация не наступила, можно ли все исправить и куда обращаться за помощью, расскажет психолог, нейропсихолог медицинского центра «ВЕРАМЕД ПРЕМИУМ» Алина Ивановна Давыдова.

Алина Ивановна Давыдова

— Алина Ивановна, существует мнение, что быстрее всего в саду и школе адаптируются дети из неблагополучных семей, якобы потому, что они попадают в лучшую для себя обстановку. Так ли это?

Если мы имеем в виду те семьи, в которых нет структуры, размыты границы, отмечается асоциальное поведение родителей, не прослеживается ценностно-смысловая основа семьи, то, конечно, это не так. Все, что происходит с ребенком дома не может не сказываться на нем. Для успешной адаптации малыша в саду, помимо «лучших условий» в виде внешнего спокойствия и отсутствия неблагоприятных стрессовых событий, что тоже не всегда бывает в детских садах, необходима еще и внутренняя готовность ребенка, которая формируется родителем до того, как отправить ребенка в детский сад.

Хороший родитель будет уделять внимание формированию позитивного образа детского сада в глазах ребенка, играть с ним в детский сад, постепенно устанавливать режим дня, также может пообщаться с будущими воспитателями и работниками учреждения. Все это заложит основы благополучной адаптации. Однако все эти правила и меры требуют большого терпения и временных ресурсов от родителя, а в неблагополучных семьях того или иного типа мы можем не встретить такого. К примеру, если взять семью, в которой ребенок является жертвой абьюза, насилия как физического, так и эмоционального, и понаблюдать за ним, то мы увидим, что психологические особенности такого ребенка будут препятствовать не только благополучной адаптации к детскому саду, но и его дальнейшей социализации. Если воспитатели будут знать особенности такой семьи, то смогут создать условия для того, чтобы ребенок в детском саду чувствовал себя психологически комфортно и имел безопасное место. Это поможет адаптации.

— Каковы признаки дезадаптации у детей?

Один из признаков, который появляется первым — нарушение сна. Ребенок может просыпаться по ночам, плакать, сон становится тревожным и беспокойным. Часто нарушается ритуал отхода ко сну: ребенку становится тяжелее успокоиться, он может начать капризничать, требовать постоянного присутствия родителя.

Стоить обратить внимание на поведение ребенка до и после детского сада: появились ли гиперактивность, негативизм, агрессия, либо наоборот, апатия, которая продолжается больше 3-5 месяцев. При постоянном нервном напряжении ребенок начинает часто болеть простудными заболеваниями, а также заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Могут появиться такие проблемы как энурез, приступы гнева и истерики, отмечается чрезмерная привязанность к родителям, появление новых страхов. Важным показателем будет то, что в группе ни с кем из детей у малыша не могут сложиться дружеские отношения.

Подготовка к занятию

— Сколько времени обычно занимает адаптация в школе, в детскому саду? Когда родителям нужно бить тревогу?

Адаптация в легком виде происходит в течение недели, когда поведение, сон и аппетит приходят в норму. «Средний» уровень адаптации длится до пяти недель. Тяжелая адаптация отмечается, когда состояние малыша не нормализуется до двух месяцев: по-прежнему нарушены сон и аппетит, сохраняются эмоциональные проблемы. Очень важно родителям быть внимательными, наблюдать за поведением и настроением малыша и в случае, если симптомы усиливаются, необходимо обязательно проконсультироваться с детским психологом, для того, чтобы не увеличивать риск невротизации, а разобраться, в какой форме сложилась дезадаптация, насколько глубоко ребенок это переживает, и как ему можно помочь.

— Какие самые распространенные ошибки допускают родители в период адаптации?

Самой распространенной ошибкой является установка родителя, что «ничего, первое время пострадает и привыкнет». Мама не должна полагаться в этом вопросе на время и пускать дело на самотек. Вы должны быть внимательны, а ваш ребенок должен чувствовать, что может вам доверять. Еще одна распространенная ошибка — оставлять малыша в группе на полный день, мотивируя тем, что так он быстрее привыкнет. Это неверно. Посещение садика необходимо начинать постепенно.

Неправильно молча и быстро уходить из сада, пока малыш отвлекся. Представьте, что может чувствовать ребенок в 3-3,5 года, когда мама вдруг исчезла! Если его в этот момент станут успокаивать десять самых добрых людей, это не поможет крохе в дальнейшем легко оставаться в группе.

Ошибкой родителей является отсутствие режима и структуры дня. Часто мамам и папам становится жалко своего малыша и они позволяют ему поиграть или посмотреть телевизор «еще немного». Но если ребенок не привык ложиться до 22 часов, то ему будет очень трудно вставать в детский сад, и здесь появляется другая ошибка — быстрые сборы. В этом случае настроение портится у всех: мама начинает чувствовать раздражение, повышает голос, а ребенок идет в садик обиженным и разозленным.

— Как родители могут помочь своему малышу в период адаптации? Можете дать какие-то советы?

На период адаптации старайтесь минимизировать посещение крупных торговых центров, а также просмотр ТВ и гаджетов. Важно за три недели до начала посещения дошкольного учреждения установить режим дня, который будет приближен к режиму детского сада. Можно отдать ребенка в группу кратковременного пребывания на 1-2 часа. Родители должны учить ребенка общаться: сначала они могут представлять детей друг другу, позже учить их самих спрашивать имена друг друга и помогать отвечать на вопросы. Все это можно сделать на детской площадке во время прогулки. Учите ребенка навыкам самообслуживания, а если он что-то не может сделать самостоятельно, тогда малыш должен уметь попросить о помощи. Создайте с ребенком ритуал расставания. Это может быть поцелуй или крепкое объятие.

И еще одно: не бойтесь отпустить вашего малыша. На моей практике было немало случаев, когда мамы сами не были готовы к тому, что их ребенок перешел на новую ступень своего развития. Помните, что ребенок чувствует вашу тревогу.

— В чем разница между адаптацией в детском саду и адаптацией в школе?

Разница в требованиях, предъявляемых к ребенку социальной ситуацией развития, а она, в свою очередь, связана с ведущей деятельностью ребенка в каждом возрастном периоде. У дошкольника имеются две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети», и эти сферы связаны игровой деятельностью. В школе возникает новая форма отношений «ребенок – учитель», и тогда стоит совсем другая задача – малыш должен сидеть за партой, слушать учителя, уметь выполнять задания, игровая деятельность постепенно сменяется учебной.

— Как психологи помогают детям адаптироваться? Это целый комплекс мер?

Прежде всего необходим диагностический этап, чтобы разобраться, почему ребенку было трудно адаптироваться к детскому учреждению, какие ошибки совершили родители, и что еще могло повлиять на дезадаптацию. Следующий важный этап — информационный, когда психолог помогает родителям лучше понять малыша, его возрастные и психологические особенности, формулирует индивидуальные рекомендации. Это важно для предотвращения повторных ошибок. Далее, в зависимости от уровня дезадаптации, может быть проведен курс коррекционно-развивающих занятий для того, чтобы помочь ребенку.

Сенсорная комната

— Если у ребенка существуют проблемы с адаптацией, то как часто малышу и родителям необходимо посещать психолога для появления первых результатов?

В зависимости от того, насколько серьезны проявления дезадаптации, есть ли соматические симптомы. Иногда требуется несколько месяцев для снятия симптомов дезадаптации и формирования необходимых навыков при условии, что родители будут соблюдать все необходимые индивидуальные рекомендации.

— Есть ли дети, которые не способны адаптироваться?

Я бы сказала иначе: могут быть условия, при которых адаптация будет затруднена.

Новости

15 Августа 2017, 00:00
РОСПОТРЕБНАДЗОР сообщает: “В настоящее время сложилась неблагоприятная эпидемиологическая сит ...
24 Июля 2017, 09:05
Заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области посетила "ВЕРАМЕД"
21 Июля 2017, 09:07
Уникальные курсы, основанные на интеграции двух наук – неврологии, отвечающей за тело ч ...
17 Апреля 2017, 12:30
Уважаемые пациенты! Просьба ознакомиться с графиком работы центров на майские праздники 2017.
6 Марта 2017, 00:00
О задержке речевого развития ребёнка и современных безопасных способах борьбы с ней расскажет не ...
22 Февраля 2017, 00:00
Уважаемые пациенты! Просьба ознакомиться с графиком работы центров на праздничные дни.
16 Февраля 2017, 00:00
Уважаемые пациенты! Информируем вас об ограничениях в приеме анализов с 22 по 27 февраля.
string(29) "Mon, 19 Dec 2016 13:20:21 GMT"