Обратный звонок
6 Марта 2017 г

Ребёнок не говорит: что делать?

Век высоких технологий столкнул нас с неожиданным парадоксом: несмотря на обилие информации, которая льется из десятка девайсов, окружающих современного человека с самого рождения, наши дети всё чаще испытывают проблемы с речью, отказываясь говорить в два, три, пять лет. Врачи диагностируют задержку речевого развития. Родители, услышав такой диагноз, зачастую оказываются в растерянности и не находят иного способа помочь малышу начать коммуницировать с миром, кроме терпеливого ожидания. Современная медицина между тем предлагает не ждать, а использовать новые безопасные методы лечения ЗРР. Что это за методы, в каком возрасте актуально их применение, и как заставить мозг «говорить», расскажет невролог, эпилептолог, специалист по аппаратной нейрореабилитации, врач высшей квалификационной категории Елена Борисовна Воропанова.



IMG_9887_r.jpg

– Елена Борисовна, родители, которые впервые сталкиваются с тем, что их ребенок не говорит, делятся на две группы: одни рано начинают бить тревогу и готовы вести малыша к психологам, логопедам, неврологам, другие ждут, успокаивая себя тем, что в их роду папа или дедушка также не говорили лет до 4-5, а потом случился прорыв. Если ребенок не говорит, когда родителям нужно бить тревогу?

– Если брать нормы от которых мы, врачи, отталкиваемся, то ребёнок с шести месяцев уже должен произносить лепетные слоги, а в речи малыша обязательно должны быть согласные звуки. В обиходе годовалого ребенка должно быть от 3 до 10 слов; в 1,5 года – 20-30 слов, у кого-то – 50; к 2-3 годам – от 50 до 200. Это мы говорим о норме. Если родители видят, что ребёнок использует в общении только звуки, не использует ни одного слова в возрасте 18 месяцев (это пограничный срок), тогда нужно обратить на это внимание и, как показывает опыт, не ждать до 2-3 лет.
На что именно мамам и папам нужно обратить внимание: первое – насколько ребёнок понимает обращенную речь, второе – есть ли контакт глазами, третье – идёт ли развитие ребёнка. Если ребенок в год говорил «мама, папа» и в 2 года говорит «мама, папа» – это тревожный сигнал – развитие не идет. Есть повод обратиться к специалисту, к неврологу.

– Каковы первые признаки задержки речевого развития? Может их заметить сам родитель?
– Признаки ЗРР можно заметить еще до года. Первый признак – отсутствие согласных звуков в речи малыша (они могут произноситься вместе с гласными или отдельно). Второй признак – малыш не проявляет эмпатию: не смотрит в глаза, не реагирует на маму. У меня был случай из практики, когда мама заметила, что сын не реагирует на нее. Она была блондинкой, перекрасилась в черный цвет, тем самым радикально поменяла внешность, а ребёнок никак не среагировал. Это уже первый симптом, что он в себе, он не замечает окружающего мира.


– Каковы причины задержки речевого развития?
– Одна из важных причин, это, конечно, множество девайсов, которые рано даются детям. У меня в практике была история, когда мама уже в три месяца показывала ребенку мультики, но, конечно, из хороших побуждений. Родители считают, что если ребенок смотрит мультики, он развивается. На самом деле это иллюзия.
Вторая причина – стрессы, которым подвержена женщина во время беременности. Что такое стрессы? Это гипоксия плода, это не всегда физиологически протекающие роды, это гипоксические изменения в мозге ребёнка, связанные с беременностью и родами, это то, что мамы до последних сроков беременности работают, водят машину. Еще причины – вирусные заболевания у женщин во время беременности, недообследованность: женщины могут быть носителями цитомегаловируса, токсоплазмоза, вируса герпеса – это то, что влияет на центральную нервную систему.
И еще одна причина ЗРР – родители сегодня мало общаются со своими детьми. Мамы часто выходят на работу после месяца-двух декрета, и детям просто не хватает общения. Родитель включает компьютер ребёнку, телефон, а это не общение.

– Какие методы обследования могут быть эффективными при установлении причины ЗРР?
– Основные методы: видео-ЭЭГ мониторинг, МРТ головного мозга, рентген или МРТ шейного отдела позвоночника. Дополнительные методы: ультразвуковое сканирование сосудов, СВП (слуховые вызванные потенциалы) – исследование, которое помогает разобраться, есть ли проблемы на уровне слуха, то есть насколько ребенок вообще воспринимает речь.

– Что представляет собой ЭЭГ? Что видно на ней?
– На ней видно биоэлектрическую активность головного мозга человека, то есть работу нейронов, функциональное состояние нейронов. МРТ видит ткань мозга, структуру, а ЭЭГ показывает, как нейрон функционирует. Мы может видеть нормальный корковый ритм, патологические волны, эпилептиформную активность.

– А бывает, что ЭЭГ в норме, а ребёнок не говорит?
– Бывает, и очень часто. Бывает МРТ хорошее, ЭЭГ хорошее, нейрон жив, сохранен, он способен работать нормально, но он по какой-то причине спит. Причиной чаще всего является гипоксия. Нейрон спит, его нужно разбудить, и сделать так, чтобы соседние нейроны тоже проснулись, взялись за руки и стали дружить, тогда образуется связь, а связь – это функция, то есть цепочка рефлексов. Как мы лечим: мы образуем корковые связи. Чаще всего бывает, что у ребёнка всё работает отдельно: мозг, язык, губы. Соответственно, мы слышим – каша во рту. Мозг продуцирует речь, язык мозг не слышит, не понимает, губы, щеки тоже…

– То есть работа одного логопеда в таких случаях неэффективна?
– Неэффективна. Этот диагноз называется дизартрия или стертая дизартрия. Здесь без невролога не обойтись. Это очень сложные случаи. На самом деле, это самая сложная для терапии вещь. Проще даже запустить речь, чем справиться с дизартрией, потому что мозг уже запомнил такую работу.
Если говорить о физиологии детского мозга, то чем раньше, тем лучше. Есть три терапевтических окна: первое – до года. Если мы знаем, что роды были тяжелые, была гипоксия, если ребенок в группе риска, тогда мы должны обратить на это внимание и более пристально смотреть, как он развивается, как на все реагирует. Первое терапевтическое окно – самое благоприятное время для работы.
Второе терапевтическое окно – с года до трех лет. Если в полтора года мама видит, что с ребенком что-то не так: он не разговаривает, как хотелось бы, тогда нужно прилагать усилия.
Третье терапевтическое окно – с трех до пяти. Однако это не говорит о том, что после пяти лет мы не берем детей. Мы их берем, но родители должны понимать, что окна уже закрыты – работать сложнее, дольше.
Мамы и папы не знают об этих окнах, очень часто и педиатры не знают и на вопрос родителей по поводу речи отвечают «ждите». По мировым стандартам ЗРР лечится с 18 месяцев. Доказано: если речь задерживается, задерживаются психические функции. Нет речи – не развивается психика.

– Как медицина сегодня может помочь детям, которые не могут познавать мир и общаться с миром с помощью речи?
– Медицина может помочь. Расскажу о нашем отделении. Можно помочь медикаментозно, как раньше это делали: назначали ноотропные препараты, церебропротекторы. Но сейчас есть другие методики – аппаратные. Они очень эффективны, в частности, одна из них – транскраниальная микрополяризация. Безопасный, эффективный метод, который используется уже более 20 лет. Не зарекомендовал себя никакими побочными проявлениями со стороны детской психики и головного мозга. Эффективен при ЗРР. Очень эффективен. Это точечное воздействие на головной мозг, причем физиологическое, то есть таблетки пить не надо.

– Совсем не надо? Или это все в комплексе?
– Если ребенок приходит к нам на комплексную программу, то во время ее проведения таблетки он не пьет. После окончания программы мы смотрим на результат: если мы столкнулись с какими-то трудностями, то могут быть назначены медикаменты (просто витамины, ферменты, церебропротекторы, ноотропы), если ответ хороший – ничего не назначается.

– Из вашей практики бывает такое, что с первого курса у ребенка значительный эффект?
– Конечно. Была девочка не говорящая совсем. Она за три курса перегнала своих сверстников – такой был выраженный результат. Ее мама просто сияла от счастья.

– Что входит в курс?
– Микрополяризация, БАК (биоакустическая коррекция), БОС (биологическая обратная связь), массаж, занятия с логопедом-дефектологом и нейропсихологом, мозжечковая стимуляция.
Микрополяризация – процедура безболезненная: аппаратом воспроизводится сила тока, которая в настоящий момент есть у ребенка в головном мозге между нейронами. Что такое ток? Это движение электролитов – кальция, калия, магния и натрия, которые участвуют в проведении импульса. В зависимости от того, как они на мембране нейрона концентрируются, сколько их, как они через эту мембрану проходят, и строится речь, мысль. Процедура занимает 30-40 минут. Всего необходимо 10-12 процедур. Повторение курса через 2,5 – 3 месяца.

БАК – неинвазивный, безопасный метод, который позволяет корректировать работу мозга с помощью возвратного точечного воздействия звуковых волн на мозговые нейроны.

После аппаратных процедур с детьми занимаются нейропсихолог, логопед, а также мама сама занимается с ребенком дома. Нужен комплексный подход. Если ребенка лечат сначала таблетками, потом делают массаж, потом занятия с логопедом, потом с нейропсихологом, то чаще эффект незначительный.

Мы также работаем с родителями. Психолог проводит семейные консультации. Это очень важная составляющая – индивидуальная помощь мамам. Например, если мама эмоциональная, устала, находится в стрессе, ей нужно помочь гармонизироваться.

– Как формируется курс?
– Он формируется абсолютно индивидуально. Первичная консультация у невролога, дальше ребенку проводится ЭЭГ, а также ребенок получает первичные консультации нейропсихолога и логопеда. Если нужно, мы назначаем еще ультразвуковое сканирование сосудов, кому необходимо – МРТ головного мозга. Родители возвращаются с результатами обследований ко мне, и на повторной консультации я индивидуально составляю программу.

– Развитие речи – это процесс длительный и трудоёмкий, он не ограничивается занятиями с логопедом или нейропсихолом, он требует постоянной работы родителей. Что мамы и папы могут делать дома для того, чтобы их ребенок заговорил?
– Выключать телевизор, не использовать телевизор в качестве фона. Очень часто в семьях бывает так: работает большой телевизор с хорошими колонками, приходит уставший папа, включает новости, а рядом сидит чадо, которое вроде бы и не слушает, как говорят родители, но воздействие на мозг ребенка идет. Это называется фоновое воздействие телевизора. Эффект одинаковый как от фонового, так и от прямого воздействия.
Телевизор активизирует правое полушарие мозга. А речь – это левое полушарие мозга, центр Брока и центр Вернике. Лучше всего разговаривать с ребенком. В идеале выходить на улицу и рассматривать травинки, жучков, паучков, палочки, рассказывать малышу, какой они формы, цвета, откуда появился цветочек, то есть развивать еще и мышление.
И, конечно, нужно заниматься с ребенком, выполнять задания по нашей программе. Все задания дают специалисты индивидуально.

– Для того чтобы попасть к вам на программу нейрореабилитации, куда нужно обратиться?
– г. Одинцово, ул. Говорова, 18/1 («ВЕРАМЕД Премиум»), отделение неврологии и нейрореабилитации, 2 этаж.

Новости

21 Июля 2017, 09:07
Уникальные курсы, основанные на интеграции двух наук – неврологии, отвечающей за тело ч ...
5 Июля 2017, 00:00
Уважаемые пациенты! Сообщаем вам о временном прекращении ЭЭГ-исследований на период с 26.07 по 0 ...
17 Апреля 2017, 12:30
Уважаемые пациенты! Просьба ознакомиться с графиком работы центров на майские праздники 2017.
22 Февраля 2017, 00:00
Уважаемые пациенты! Просьба ознакомиться с графиком работы центров на праздничные дни.
16 Февраля 2017, 00:00
Уважаемые пациенты! Информируем вас об ограничениях в приеме анализов с 22 по 27 февраля.
23 Декабря 2016, 10:00
Уважаемые пациенты! Просьба ознакомиться с графиком работы центров на Новогодние каникулы 2017.
15 Декабря 2016, 11:00
Видеорепортаж с торжественного награждения победителей конкурса рисунка "Я и ВЕРАМЕД".
string(29) "Tue, 07 Mar 2017 10:31:37 GMT"