Обратный звонок

Особенные дети

Дети с дефицитом внимания, необычные дети, дети индиго. По статистике, таких детей сейчас – 60-70%. Некоторые исследователи убеждены, что 90% детей младше 10 лет принадлежат группе «Индиго».

Давыдовская Н.А.
Врач-невропатолог,
кандидат психологических наук,
лауреат премии М.Ломоносова

Из практики

На приёме в моём кабинете серьёзный девятилетний малыш подробно объясняет причину своего невнимания на уроках. Оказывается, он обдумывает возможности химического воздействия на ДНК человека с целью повышения его стрессоустойчивости. Готов провести эксперимент на своём организме и в случае неблагоприятного исхода принести себя в жертву человечеству. Беседуем «на равных». На вопрос: «Что такое геном человека?» получаю хрестоматийный ответ. Сочувствую его педагогам. 


Другой пример: растерянная мама с учёной степенью доктора наук безуспешно пыталась адаптировать своего семилетнего сынишку к школе. Во втором полугодии первого класса учителя пришли к выводу о необучаемости ребёнка. Мальчик невнимателен на уроках, не усваивает информацию, не общается с одноклассниками, избегает прикосновений, шумных игр, предложенную учительницей ручку берёт через натянутый на пальцы рукав свитера. Дома тоже проблемы: проявляет негативизм по отношению к маме, коррекции не поддаётся, избегает контакта с водой. При всех этих особенностях демонстрирует по-взрослому правильную речь, держится с достоинством, своеобразно, но серьёзно аргументирует своё поведение. Психолог выяснил, что ребёнок имеет своё представление о мироустройстве и взаимодействии с «этим миром». Занятия с психологом и сеансы аппаратной терапии с целью гармонизации функций головного мозга оказали положительный эффект как в первом, так и во втором случае. Улучшились внимание, контакт с родителями и учителями. Мама второго ребёнка даже смогла в отпуске съездить с ним на море. Новые дети…

Новые дети. Кто они?

Дети с дефицитом внимания, необычные дети, дети индиго. По статистике, таких детей сейчас – 60-70%. Некоторые исследователи убеждены, что 90% детей младше 10 лет принадлежат группе «Индиго».

В специальной литературе трактовка феномена «дети индиго» колеблется в диапазоне от «формирования дисгенетического синдрома, который предполагает искажение, деформацию развития всех психологических процессов вследствие вредоносных влияний внутриутробно или в первые минуты жизни» до восприятия детей индиго как «вселенского дара для родителей, для планеты, чтобы преподать урок понимания человечности через божественную мудрость, которую они несут».



Как распознать детей индиго?

Если рассмотреть феномен индиго через нейрофизиологический аспект с позиции целостного мышления, то можно объединить эти полярные мнения и объяснить феномен в конкретных понятиях.

Основные характеристики детей индиго – гиперактивность, дефицит внимания, искажение порогов чувствительности (например, болевой или слуховой), вегетативно-сосудистая дистония, повышенная тревожность. Специалисты разных направлений отмечают эмоционально-личностную и когнитивную неготовность этих детей к обучению и к адекватному взаимодействию с окружающими. В то же время эти дети ощущают свою значимость, отстаивают своё право на свободу выбора, не стесняются сообщить, что нуждаются в уважении, любви и безопасности, не признают абсолютных авторитетов. Дети индиго – это компьютеризированные, технологически ориентированные дети. Отмечают также выраженную агрессивность этих детей при систематическом ущемлении их потребностей, вплоть до агрессивных действий.
Проблемы таких детей становятся очевидными уже в начале обучения в школе, что объясняют «несформированностью системы восприятия». Естественно, педагоги считают, что эти дети нуждаются в серьёзной психологической коррекции.

Научно об индиго

Представление о системном механизме восприятия информации головным мозгом человека позволит объяснить особенности восприятия у детей индиго и трудности восприятия этих детей педагогами, психологами и родителями.


Известно, что каждая высшая психическая функция (ВПФ), которая обеспечивается центральной нервной системой (слух, зрение, внимание, мышление, целенаправленные движения и действия), включает неспецифическую (настроечную) и специфическую (целенаправленную) составляющие. Это как в музыкальном произведении: тема и аккомпанемент создают целостное звучание и восприятие мелодии, целостный музыкальный образ.


Восприятие информации мозгом также осуществляет неспецифическая и специфическая системы восприятия. Взаимодействие этих двух систем обеспечивает генетически-детерминированный способ восприятия информации – естественный код, дарованный человеку природой. С неспецифической составляющей восприятия связаны высокий уровень бодрствования и непроизвольного внимания, активация долговременной памяти, потребностей, доминирующая мотивация, эмоции, реакция на новизну (интерес), энергетическое обеспечение деятельности. Со специфической составляющей связано произвольное – целенаправленное внимание, кратковременная память, т.е. реализуется целенаправленность восприятия, избирательное включение органов чувств в процесс восприятия информации.


Активация неспецифической системы повышает активацию специфической системы восприятия и обеспечивает полноценное вовлечение обоих полушарий головного мозга (правого и левого) в процесс восприятия информации, обеспечивая целостность восприятия. Активация неспецифической системы является необходимым условием для осуществления творческого процесса, основа которого – ориентировочно-исследовательская деятельность. Активация специфической системы восприятия происходит при целенаправленной деятельности на основе готовых, ранее приобретённых программах действий.


Учитывая характеристики детей индиго, очевидно, что у них ослаблено произвольное внимание и активизировано правое полушарие при нарушении связей между подкорковыми структурами и лобной корой левого полушария – по вертикали, и ослабление связей между правым и левым полушариями головного мозга – по горизонтали.


При исследовании нейрофизиологической модели традиционного урока обнаружено, что именно в таком, нецелостном варианте, формируется функциональная система головного мозга, как основа левополушарного мышления, при традиционном, общепринятом типе обучения, так как оно базируется на специфической системе восприятия и функциях левого полушария головного мозга (слухоречевой памяти). Ретроспективно очевидно, что традиционная методика преподавания способствовала формированию рационального мышления (функция левого полушария), формированию гуманистических идеалов и становлению социально-ориентированной личности. Левое полушарие контролирует более мягкое, социально приемлемое выражение эмоций. В соответствии с эволюционным законом функционирования многоуровневых асимметрично-равновесных систем (МАРСС) происходит саморегуляция, и функции правого полушария головного мозга (веками не востребованного в методике преподавания), выходят на передний план, что способствует рождению детей с доминирующим правым полушарием. В этом смысле дети индиго указывают на крайнюю степень несостоятельности традиционного левополушарного способа преподавания в условиях обозначившейся эволюции головного мозга и увеличения объёмов учебной информации.


У ребёнка индиго возникает снижение произвольного внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость при целенаправленной деятельности. Но если такой ребёнок увлечён интересным для него делом, то активация неспецифической системы восприятия обеспечивает ему высокий уровень бодрствования и непроизвольного внимания, что поддерживает активность и произвольного внимания. В итоге ребёнок индиго активно воспринимает информацию, если он в ней заинтересован, и с удовольствием делает только то, что ему нравится, потому что в этом случае его деятельность энергетически обеспечена. Конечно, это обстоятельство существенно влияет на обучаемость этих детей, так как традиционная методика преподавания организована как целенаправленная деятельность, с преимущественной активацией специфической составляющей восприятия, при существенном ограничении неспецифической составляющей восприятия. При этом значительно ограничивается и интерес к познанию.


Правое полушарие ответственно за восприятие «образа Я» и «образа Вселенной». Поэтому дети индиго имеют высокую самооценку и самоценность, возможно, и недостаточно объективную, не соответствующую мнению педагогов и родителей. Эти дети нуждаются, чувствуют потребность в уважении. 


В эмоциональной сфере правое полушарие обусловливает преимущественно более древние, отрицательные эмоции, реализует проявление сильных эмоций. В целом, оно более «эмоционально». Поэтому ребёнок индиго нуждается в общении с эмоционально устойчивыми и спокойными взрослыми, восстаёт против авторитетов, если они не ориентированы на уважительное к нему отношение, быстро теряет эмоциональное равновесие. Вообще для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность, нейротизм. Наконец, правое полушарие воспринимает преимущественно сигналы первой сигнальной системы (образное мышление) и осуществляет обработку информации синтетически, по принципу дедукции (от общего к частному). В условиях левополушарного преподавания с авторитарностью педагогов, недооценкой личности ученика, с подачей информации в слухоречевом диапазоне и от частного к общему, дети индиго быстро теряют интерес к учёбе, проявляют протестные реакции, заболевают. При традиционном образовании, при игнорировании генетически-детерминированного способа восприятия информации, нет достаточной активации третичных полей коры головного мозга, в частности 37-го поля, которое отвечает за восприятие и понимание устной речи, – своей и чужой. Это обстоятельство также существенно затрудняет обучение. Вот так эти новые дети демонстрируют «эмоционально-личностную и когнитивную неготовность» к обучению в условиях традиционного левополушарного преподавания.

Феномен детей индиго как признак эволюции головного мозга

Великий русский физиолог И.М.Сеченов утверждал, что «человек обладает способностью думать образами, словами и другими ощущениями, не имеющими никакой связи с тем, что в это время действует на его органы чувств». Предположение, что причиной появления большого количества детей, думающих «образами», может быть внутриутробное или послеродовое патологическое воздействие на мозг ребёнка, звучит неубедительно.


Л.С.Выготский неоднократно указывал, что развитие психологических способностей идёт не по типу «эволюции по чистым линиям» (когда то или иное свойство постепенно совершенствуется само по себе), а по типу «эволюции по смешанным линиям» (термин В.А.Вагнера, 1928 г.), то есть по типу создания новых, опосредованных структур психических процессов и новых «межфункциональных» отношений, направленных на осуществление прежних задач новыми способами». Образное мышление, успешное функционирование этих детей в условиях ориентировочно-исследовательской деятельности – признаки творческой направленности и врождённого стремления к внутренней целостности. Это позволяет рассматривать феномен детей индиго как признак эволюции головного мозга к овладению V контуром головного мозга – нейросоматическим. 


Нейросоматический контур головного мозга обеспечивает целостность восприятия мира и позволяет синхронизировать процессы головного мозга и тела, мышление и чувствование. На ориентировочно-исследовательской деятельности, с учётом генетически-детерминированного способа восприятия информации базируется биоадекватная методика преподавания, позволяющая вовлекать в процесс восприятия информации оба полушария головного мозга (левое и правое) и долговременную память.

За биоадекватной методикой – будущее, хочется надеяться, что недалёкое. Проблема же адаптации этих детей в школе – в настоящем. Необходима помощь психолога. Кроме того, разработаны и успешно применяются отечественные аппаратные методики для гармонизации работы головного мозга и стимуляции развития необходимых функциональных связей в коре больших полушарий. Методики БОС (биологически обратная связь) и БАК (биоакустическая коррекция) позволяют экологично, безопасно улучшать биоэлектрическую активность головного мозга и способствовать формированию функциональных систем головного мозга, которые обеспечивают целенаправленную деятельность. Способность целенаправленно мыслить и действовать – необходимое условие адаптации человека в социуме.


Появление детей с доминирующим правым полушарием – не единственный источник проблем для родителей и педагогов. Проблемы с обучаемостью возникают и при темповой задержке психологического и речевого развития (ТЗПРР), что свидетельствует о недоразвитии функций левого полушария головного мозга. В процессе развития головного мозга есть наиболее благоприятный период для формирования каждой высшей психической функции, и функции речи, в том числе. Применение биоакустической коррекции (БАК) для гармонизации нейронов (нервных клеток) головного мозга и биологической стимуляции зон головного мозга, ответственных за развитие той или иной высшей психической функции (ВПФ), с помощью аппарата «Полярис» способствует созреванию соответствующих зон головного мозга.

Неврозы и психосоматические заболевания у детей и подростков


Проблема психосоматических соотношений (связь тела с психикой) остаётся одной из наиболее сложных проблем современной медицины.Бронхиальная астма, повышенное артериальное давление, мигрени, рецидивирующие боли в животе, обмороки, пониженное артериальное давление, нейродермиты, язва желудка, ожирение, головная боль напряжения, длительный субфебрилитет, аллергия, синдром хронической усталости, вегетативно-сосудистый синдром – болезни и состояния, которые относятся к психосоматическим расстройствам. Все они могут являться следствиями психотравмирующего опыта ребёнка.


Исследования, проведенные в последние годы среди детей, страдающих психосоматическими заболеваниями, обнаружили в большом числе случаев наличие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) – от 34 до 67%. Причиной может быть смерть родных и близких, гибель и пропажа любимых животных и птиц, ссоры в семье, пьянство отцов, развод родителей, переживания по поводу своих болезней и травм. Причиной невроза может быть конфликт в школе, возможно, малозначащий с точки зрения взрослого человека.


Пример из практики: девятилетний малыш, учащийся третьего класса, вызвал беспокойство у родителей пониженным настроением, плаксивостью, стал вскрикивать во сне. Применяя специальную технику, удалось выяснить, что несколько месяцев тому назад ребёнок пережил эмоциональный стресс. Он, будучи отличником, глупо ответил на вопрос учителя, чем вызвал дружный смех всего класса. Ребёнок осудил себя за этот промах. Стыд – очень сильная эмоция и для взрослого человека, а ребёнку тем более трудно справиться самостоятельно с психотравмой, очень важна поддержка значимого для ребёнка взрослого. Потребность в успехе и признании – одна из биологических потребностей. В памяти у мальчика неосознанно остался его униженный образ, который вызывал постоянное беспокойство и напряжение в разуме. В процессе психотерапии с помощью активного воображения удалось восстановить душевное равновесие ребёнка. В ходе консультации стала понятна такая чувствительность и ранимость ребёнка. Единственный сын состоятельных родителей испытывал значительное эмоциональное напряжение из-за возложенных на него родительских ожиданий, которым он старался соответствовать.


Другой пример: подросток тринадцати лет стал жаловаться на постоянную головную боль, раздражительность, повышенную утомляемость. Клинически выявлена головная боль напряжения. Выяснилось, что у мальчика вызывает эмоциональное напряжение постоянная опека и ответственность за десятилетнего брата. Избалованный младший брат очень неосмотрительно и безответственно вёл себя на улице, подвергал свою жизнь опасности, рискуя попасть под колёса, игнорировал требования старшего брата. Постоянное нервное напряжение и обида на родителей вызывали у подростка головную боль.


Помню десятилетнего малыша с выраженным напряжением шейных мышц. Заданный мной вопрос: «На кого ты так обиделся?» вызвал бурный протест у отца: «Какие могут быть обиды, я только для него живу!». И ответ ребёнка: «Да, ты обещал компьютер вчера купить, а сам?». Напряжение шейных мышц уменьшилось, когда отец объяснил, что выбранный компьютер оказался неисправным, и заказан другой.
Какие бы ни были причины невроза, очаг напряжения всегда возникает в подкорке, где расположены структуры, имеющие отношение к потребностям, эмоциям и мотивациям. Здесь же расположены высшие вегетативные центры, которые отвечают за обеспечение деятельности всех органов и систем организма, по сути – это наш биологический компьютер. Длительное напряжение в подкорке способствует возникновению психосоматических заболеваний.


Лечение психосоматических заболеваний, кроме медикаментов, включает психологическую помощь, ванны, массажи. Существенную помощь оказывает лечение с помощью аппаратов БОС (биологически обратная связь) и БАК (биоакустическая коррекция). Аппараты способствуют снижению напряжения в подкорке и улучшению функционирования биологического компьютера, что способствует восстановлению саморегуляции организма и исцелению.


Согласно многочисленным исследованиям, отмечено, что личностные особенности матери могут влиять на развитие психосоматических заболеваний, например, на развитие астмы у ребёнка. Такие особенности личности матери, как невротичность, высокий уровень тревожности, наличие внутреннего конфликта, некоторая инфантильность, могут влиять на развитие тяжёлой астмы у ребёнка. Это не означает, что надо обвинять непосредственно мать в бедах ребёнка. Какая мать желает видеть своего ребёнка больным? Такое состояние матери зависит и от её собственного опыта, и от взаимоотношений с другими членами семьи, и, в значительной степени, от характера взаимоотношений с её собственной матерью, модель поведения которой она могла усвоить в своём детстве. В этом случае необходима психологическая помощь самой матери. Эффективно и лечение с помощью аппарата БАК (биоакустическая коррекция).


Но не только взаимоотношения «мать – ребёнок», но и семья как целое, способствует, как минимум, поддержанию болезни. И мать, и ребёнок на первоначальном этапе развития, как правило, нуждаются в защищающем и поддерживающем окружении. Всеми исследователями признаётся важная роль, которую играет мать и семья в целом в становлении и развитии ребёнка. Признаётся и тот факт, что влияние семьи может быть как поддерживающим и формирующим основу дальнейшей жизни, так и разрушающим, уничтожающим саму идею жизни.



Список литературы
1. Анохин П.К. «Системные механизмы высшей нервной деятельности»
Изд. «Наука», Москва, 1979 г.
2. Астафьев Б.А. «Основы мироздания» Москва, 2002 г.
3. Выготский Л.С. «Мышление и речь» Москва, изд. «Хранитель», 2008 г.
4. Хомская Е.Д. «Нейропсихология» 4-е изд. Москва, 2005 г.
5. Смирнов В.М, Яковлев В.Н. «Физиология центральной нервной системы»
Москва, изд. «ACADEMIA», 2004 г.
6. Смирнов В.М., Будылина С.М. «Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность» Москва, «ACADEMIA», 2004 г.
7. Сеченов И.М. «Элементы мысли» Изд. «Питер» Москва, 2001 г.
8. Давыдовская Н.А. «Психологические и медицинские основы здоровьесберегающего и природосообразного метода преподавания».
Автореферат диссертации в форме научного доклада на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Москва – Алматы, 2005 г.
9. Брязгунов И.П. «Психосоматика у детей» изд. «Психотерапия» Москва, 2009 г.

Прайс на услуги "ВЕРАМЕД"

Уважаемые пациенты!
На данной странице вы можете частично ознакомиться с ценами на услуги нашего медицинского центра.
Опубликованный на сайте прайс-лист не является публичным договором оферты.
Предоставление услуг осуществляется на основании договора об оказании медицинских услуг.
Просим вас заранее уточнять стоимость услуг, а также график работы врачей специалистов у медицинских консультантов клиник по телефону 8(495)150-03-03. Прием ведется по предварительной записи.

  • ВЕРАМЕД Звенигород
  • ВЕРАМЕД Одинцово
  • ВЕРАМЕД Премиум
  • Неврология
    • Консультация детского невролога (до 18 лет)1300 Р
    • Первичная консультация эпилептолога, врача высшей категории, заведующей отделением (60 мин) Р
    • Консультация заведующего отделением нейрореабилитации повторная (в течение 2-х недель) Р
    • Консультация заведующего отделением нейрореабилитации повторная (в течение месяца) Р
    • Консультация заведующего отделением нейрореабилитации Р
    • Консультация невролога (старше 18 лет) повторная1100 Р
    • Консультация невролога (старше 18 лет)1400 Р
    • Консультация невролога повторная (до 18 лет) к.м.н.1500 Р
    • Консультация невролога повторная (до 18 лет)1000 Р
    • Консультация детского невролога (до 18 лет) к.м.н.1700 Р
    • Повторная консультация эпилептолога, врача высшей категории, заведующей отделением (40 мин) в течение 1 года Р
  • Неврология
    • Консультация детского невролога (до 18 лет)1300 Р
    • Первичная консультация эпилептолога, врача высшей категории, заведующей отделением (60 мин) Р
    • Консультация заведующего отделением нейрореабилитации повторная (в течение 2-х недель) Р
    • Консультация заведующего отделением нейрореабилитации повторная (в течение месяца) Р
    • Консультация заведующего отделением нейрореабилитации Р
    • Консультация невролога (старше 18 лет) повторная1100 Р
    • Консультация невролога (старше 18 лет)1400 Р
    • Консультация невролога повторная (до 18 лет) к.м.н.1500 Р
    • Консультация невролога повторная (до 18 лет)1000 Р
    • Консультация детского невролога (до 18 лет) к.м.н.1700 Р
    • Повторная консультация эпилептолога, врача высшей категории, заведующей отделением (40 мин) в течение 1 года Р
  • Неврология
    • Консультация детского невролога (до 18 лет)2000 Р
    • Первичная консультация эпилептолога, врача высшей категории, заведующей отделением (60 мин)4000 Р
    • Консультация заведующего отделением нейрореабилитации повторная (в течение 2-х недель)2000 Р
    • Консультация заведующего отделением нейрореабилитации повторная (в течение месяца)2200 Р
    • Консультация заведующего отделением нейрореабилитации2600 Р
    • Консультация невролога (старше 18 лет) повторная1500 Р
    • Консультация невролога (старше 18 лет)2000 Р
    • Консультация невролога повторная (до 18 лет) к.м.н.1600 Р
    • Консультация невролога повторная (до 18 лет)1500 Р
    • Консультация детского невролога (до 18 лет) к.м.н.2150 Р
    • Повторная консультация эпилептолога, врача высшей категории, заведующей отделением (40 мин) в течение 1 года3200 Р
Опубликованный на сайте прайс-лист не является публичным договором оферты. Предоставление услуг осуществляется на основании договора об оказании медицинских услуг. Просим Вас заранее уточнять стоимость услуг, а также график работы врачей-специалистов у медицинских консультантов клиник. Прием ведется по предварительной записи.

Статьи медицинских центров "ВЕРАМЕД"

Образы родителей доминируют в сознании ребенка, во многом определяя характер его взаимоотношений ...
  • Психология
  • Семья
  • Дети
  • Отношения
В Медицинском Центре «ВЕРАМЕД» Вы можете пройти медицинскую комиссию и оформить Медицинскую спра ...
  • Медосмотр
Статьи
Гистероскоп SOPRO COMEG – новинка, не имеющая аналогов в мире медицинской техники
  • Гинеколог
  • Гинекология
  • Гистероскопия
Статьи

Пиелонефрит чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Основным возбудителем является кишечная ...

  • Уролог
  • Лечение
  • Почки
Сенсорная комната – это сочетание звуковых, световых и тактильных воздействий, сочетание эффекто ...
  • Детская поликлиника
  • Детское
  • Психолог
  • Психология
Установлены правила прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров: профилактических, пред ...
  • Медосмотр
От качества нашего сна зависят здоровье и благополучие, карьера и благосостояние, настроение и п ...
  • Психиатр
  • Психолог
  • Психология
string(29) "Wed, 13 Sep 2017 13:03:12 GMT"